На приеме мама и ее 15-летний сын. Наблюдаю, как они раздеваются и вспоминаю слова из книги американского семейного психотерапевта, когда-то поразившие меня. Он писал, что ему достаточно увидеть, как семья выходит из машины, чтобы понять их проблемы. Тогда это показалось мне сверхспособностью. Сейчас я умею тоже самое 😊
Мама одной рукой снимает с себя куртку, другой пытается помочь сыну. Поправляет сбившуюся футболку, приглаживает растрепанные волосы. Сын вяло отбивается, но при этом поглядывает на маму – не переборщил ли? Картина маслом - гиперопекающая мама и несамостоятельный ребенок.
Проблемы, с которыми они обратились: отказы идти в школу, бурные слезы без явной причины и страшные слова «Я не хочу жить». Мама хочет проверить, нет ли у сына суицидальных наклонностей. Она не понимает, что происходит и очень переживает.
Смотрю на них. Приятные и интеллигентные оба. Хорошая, порядочная семья, любящие люди … создающие друг для друга проблемы с катастрофическими последствиями.
Провожу интервью с мальчиком, но большее слежу не за словам, а за движениями тела. Тело не врет. И тела мамы и мальчика ведут свое повествование.
Сын отвечает на мои вопросы, но на меня не смотрит. Сидит ко мне боком, не отрывает взгляд от мамы, весь сосредоточен на ее реакции. Мама смотрит на него очень внимательно, кивает головой в такт словам, иногда даже шевелит губами, словно помогая отвечать на вопросы. Иногда этот «парный танец» нарушается, когда мамина мимика неуловимо для меня, но вполне очевидно для моего 15-летнего клиента сбивается. Он тут же начинает уточнять: «Не так говорю? Ты не согласна?». Мама подхватывает, как хороший партнер: «Нет, нет, если ты так считаешь… Говори, как ты думаешь». Баланс выравнивается и танец продолжается. Прекрасный и одновременно ужасный танец созависимости мамы и ребенка.
Как помочь этой паре рассоединиться? По-хорошему нужна длительная, от 3 до 12 месяцев параллельная терапия – и с мамой, и с сыном. Маму нужно переключить на себя и учить доверять ребенку жить его жизнь самостоятельно. Сыну нужно учиться жить без оглядки на маму. Помощь нужна обоим.
Но что можно сделать в рамках одного сеанса? Объясняю маме, что проблемы в поведении сына связаны с его сильной зависимостью от ее реакций. Объясняю мальчику, что скрывать свои эмоции от мамы плохое решение, о своем недовольстве надо говорить сразу. Проводим тест, который подтверждает мои выводы: истерики происходят от страха наказания, а самым страшным наказанием для этого ребенка является мамино недовольство. Умом они вроде бы все поняли. Но как достучаться до сердца?
Предлагаю мальчику выбрать из колоды метафорических карт персонажей, которые живут у него внутри, но про них никто не знает. Мальчик выбирает четыре карты (они на фото к посту).
Обращаюсь к маме: «Посмотрите, ваш сын выбрал карты мудреца и воина. Помогите ему проявить такого себя в жизни, доверяйте ему и не бойтесь, что он не справится».
Сыну говорю: «Показывай себя такого. Такие люди пользуются уважением. Не надо бояться проявлять свою силу духа».
Кажется, это помогло. Что-то новое промелькнуло в глазах у мамы, а сын наконец-то оторвал от нее взгляд и выпрямил спину. Волшебные картинки, хорошо работают) Надеюсь, что этот толчок даст новое направление их отношениям.
Расстаемся на оптимистичной ноте. И мама, и сын воодушевлены новыми задачами, которые предстоит решить в отношениях. Они верят, что у них все получится. Я тоже верю в их удачу) Но знаю, что путь предстоит долгий.
#разбор
Сейчас свои статьи и рекомендации на день я публикую в живом телеграмм канале для родителей: https://t.me/GK_tsemenova. Присоединяйся!